Диагностика

Консультации специалистов

Лабораторные исследования

Как оторвать ребенка от гаджетов и научить планировать день, чтобы все успевать?

Познавательное  /  27 Август, 2015

Наши дети заняты сильнее, чем мы в их возрасте. Школа, безразмерные домашние задания, кружки, секции…А ведь хочется еще и с друзьями пообщаться, и на компьютере поиграть, и киношку посмотреть. Причем поиграть – посмотреть- пообщаться хочется сразу, а домашнюю работу отложить на потом.
Как помочь школьникам самоорганизоваться, чтобы хватило времени и на обязанности , и на развлечения?


Техно – зоопарк

Телевизор, телефон, планшет, игровая приставка, айпад , айфон… Какие еще электронные «зверушки» обитают в вашем доме? Все они поедатели времени, и если не установить четких правил общения с технологическим зоопарком, то ни на уроки, ни на помощь по дому, ни на чтение времени не будет.
Если дети привыкли постоянно «сидеть» на электронике, им будет сложно отказаться от любимых гаджетов. Но ведь это не насовсем! Первым делом – уроки и обязанности по дому, и лишь потом техно – время. Чем быстрее ребенок справится с тем, что нужно сделать, тем больше времени будет на игры.

Потехе – час
Мы , взрослые, часто откладываем выполнение своих обязанностей до последней минуты. Что уж говорить о младшем поколении, у которого в жизни столько интересного, и то, что нужно сделать, в списке приоритетов явно не на первых позициях.
У детей еще только формируется способность к абстрактному символическому мышлению. Ребенку сложно понимать взаимосвязи событий, различать чувства, мысли и поступки, направленность времени и хронологию. Кроме того, он проверяет взрослых, пытаясь выяснить, где границы его возможностей и самостоятельности, в том числе и в отношениях. Объяснение простым языком работает лучше, чем наказание. Страх лишает человека ( ребенка – еще в большей мере, чем взрослого) способности разумно мыслить. А сильные эмоции при наказании и негативное внимание родителей являются таким же мощным стимулом к повторению, как и поощрение. Поэтому лучше просто объяснить, например, так: чем больше времени будет уходить на уроки, тем меньше времени будет оставаться на развлечения или приятные дела. Если сын или дочка не убрали в комнате, то у них в комнате – грязно; не подготовились к уроку – дальше будет трудно учиться. Цель объяснения – показать ребенку связь событий и его собственную роль, а не обвинить или напугать.
Страх не справиться , оказаться несостоятельным, а еще – гнев и раздражение старших мешают школьникам вовремя взяться за дело.
Гиперконтроль со стороны родителей и недостаточная ответственность ребенка тоже не способствуют самоорганизации. Школьные, да и любые другие задания должны быть посильными, но не слишком легкими. Малышу важно почувствовать себя состоятельным, решая более сложную задачу, чем вчера; понять , что удается лучше, что больше нравится, в чем он сильнее, а в чем – слабее. Нужно, чтобы дети умели не только побеждать, но и принимать проигрыши.
С начала ребенку сложно поверить, что от него ожидают активного участия. Он не захочет справляться с трудностями, будет протестовать и провоцировать родителей вмешаться и исправить ситуацию : убрать комнату, помочь с уроками. Родителям важно вытерпеть сопротивление, показать детям свою веру в их способности. Именно так дети взрослеют. Ответственность, уверенность в себе и автономность – ценные приобретения сами по себе. Кроме того, эти качества помогают ребенку распределять время в соответствии со своими потребностями.

Порядок вместо хаоса

Если на столе царит беспорядок, приходится отвлекаться на поиски тетрадок, ручек, резинок и прочего. Отвлечься от нудной обязаловки – самое милое дело. Поэтому важно, чтобы письменный стол, за которым ребенок делает уроки, был максимально чистым. Письменные принадлежности рассортированы по стаканчикам или ящичкам, а учебники и тетради – разложены по полочкам.
Иногда требуются непопулярные решения. Например, убрать из детской этажерку с книгами, для тех, кто постоянно отвлекается на чтение. Конечно, все родители «за» чтение, но не во вред всему остальному. Н у , а смартфон, который прикидывается безобидным зайчиком и лежит на полочке, пусть ждет, когда наш ученик закончит обязательную программу и выделит несколько драгоценных минут на общение с ним. На письменном столе – только стакан с ручками и карандашами и настольный календарь, где можно отметить важные события текущего месяца. Время от времени, конечно, на стол могут забредать посторонние объекты, но надолго не задерживаться: письменный стол на то и письменный, чтобы за ним писать.

Стараясь упорядочить жизнь своего любимого школьника, нам, родителям, стоит помнить о необходимости индивидуального подхода. Темперамент и характер отображаются на предпочтениях и способности концентрировать внимание. Важно знать , что подходит именно вашему сыну или дочери. Один ребенок может сделать всю работу за раз, а потом отдыхать. Другой способен работать дольше, но медленнее и в несколько подходов, объясняют психологи. Важно не перегружать ребенка, иначе неудовлетворенность от нерешенных задач на фоне переутомления перевесит удовольствие от выполненной работы. Задание родителей – помочь организовать день так, чтобы отдых и работа сменяли друг друга.

Важно поощрять детей за приложенные усилия, а не только за высокий результат, например, за хорошую оценку. Это помогает малышу отделить представление о себе от своего поведения (и тогда поведение легче менять, ведь себя менять не нужно). А еще – формирует позитивную устойчивую самооценку. Счастливый ребенок понимает, что родители любят и поддерживают его независимо от оценок. А если он счастлив и уверен в своих силах, ему легче брать на себя ответственность.

Подсказки для родителей

Рутина – двигатель процесса
Для детей очень важна рутина, когда они четко знают, что за чем следует – так намного легче собраться и сконцентрироваться на выполнение задачи.
Выберите время для учебы
Наилучший вариант – выполнять домашние задания в одно и то же время. Так ребенок привыкнет, а мозг будет получать сигнал максимально сконцентрироваться и бросить все силы на выполнение упражнений.
Составляете списки
Перед тем, как приступить к выполнению заданий, пусть ребенок напишет перечень того, что нужно сделать. Вычеркнуть выполненное задание – это мотивация и удовольствие.
Начинайте с самого сложного
Написать сочинение или выучить стихотворение на английском лучше, пока голова еще свежая и не иссяк запас энергии
Используйте таймер
На математику выделено пол часа, соответственно ставите таймер на пол часа
Награждайте
За своевременно выполненное задание положена награда – отдых. Ведь даже в школе есть переменки. Ставим таймер на 15 минут. Такие передышки необходимы , чтобы ребенок отдохнул и потом с новой энергией мог взяться за выполнение следующего задания.
Используйте время в дороге
До АРТ- студии или спортивной секции ведь еще нужно добраться. И это время тоже можно использовать для учебы. Тащить с собой учебники, конечно, не стоит, а вот карточки с иностранными словами или названиями стран и столиц вполне возможно захватить и пробежать глазами, сидя в маршрутке.
Готовьте вещи с вечера
Чтобы избежать утренней спешки и бессмысленной беготни, лучше с вечера собрать рюкзак, спортивную форму или инструмент с партитурой. А еще лучше- поставить все поближе к двери, тогда утро будет ровным и спокойным.
Здоровый сон – залог успеха
От недоспавшего ребенка нечего ждать большой трудоспособности и быстроты выполнения поставленных задач. И никакой тайм – менеджмент тут не поможет. Поэтому полноценный сон должен стать приоритетом. Причем важно ложиться и вставать в одно и то же время.

По материалам «ЖЖ»

Читайте также :