Диагностика

Консультации специалистов

Лабораторные исследования

Говорят и показывают гены.

Познавательное  /  7 Октябрь, 2014

Генетические разборки.

Определенно, нашими поступками движет что –то , кроме воли и хотения.
По данным Веры Голимбет, руководителя лаборатории клинической генетики Научного центра психического здоровья АМН, гены контролируют пять «универсальных» свойств личности : уверенность в себе ( 48 %), интеллектуальную гибкость (открытость новому опыту) – 45 %, тревожность (41%), сознательность (38%), дружелюбие (34%). Все остальное зависит от среды и самого человека. Хотя некоторые исследования доказывают : часто перевес все таки на стороне генов.

Пример № 1: разлученные волею обстоятельств сразу после рождения однояйцевые близницы воспитывались приемными родителями с совершенно разным уровнем интеллекта и толщиной кошелька и – что важно – никогда не встречались друг с другом. Спустя 30 лет наблюдавшие за ними исследователи стали сравнивать близняшек и выяснили, что набор привычек и черт характера у многих поразительно похож. Особенно впечатлила пара братьев – близнецов, которые не договариваясь стали пожарными.

Пример №2 : Американские исследователи 40 лет назад наблюдали за двумя группами детей – сирот. В первую входили дети алкоголиков и наркоманов, усыновленные благополучными семьями. А во вторую вошли девочки и мальчики из вполне приличных семей, осиротевшие после аварий и попавшие в дома к случайным родителям. Оказалось, что дети с «хорошим» прошлым пробивались к успеху, даже если установки новой семьи тянули вниз, а дети с «плохой» генетикой часто шли по стопам своих биологических родителей, несмотря на второе воспитание в образцовой семье.

Украинский ученый – генетик Алексей Кашин подтверждает связь между финансовой удачливостью людей и наличием у них генетической предрасположенности к риску. Причем ген риска, по его мнению относится к доминирующим – тем, что проявляются в любом случае.
Степень контроля генами поведения и их ответственность за наши склонности и способности ученые втиснули в в коридор 28 %- 50 %. Максимальная зависимость от генов почти 50 % – это уровень интеллекта, который , кстати, передается по материнской линии. От генетического багажа зависят феноменальность памяти, концентрация внимания, способность к обучению. Но даже если от мамы сын получил в наследство ген гениальности – не факт , что он проявится. Будет человек творить,познавать, изучать науки – ген ему в помощь. Проваляется всю жизнь на диване перед телевизором – задатки гения зачахнут, так и не проявившись.

Молчание хромосом.

Как именно опыт предков вписывается в нашу генетическую память и передается детям и внукам недавно выясняли швейцарские ученые во главе с генетиком Изабель Мансуй. Доктор Мансуй и ее коллеги забирали у мышат маму – мышь и то в воду холодную окунали, то в тесную коробку сажали. Причем каждый раз неожиданно, чтобы мышь не успела утешить своих малолетних детишек. Естественно в таких семьях складывалась нервозная обстановка, мышата вырастали депрессивными, недооценивали риск, не берегли себя. Но самое интересное мыши – мальчики передавали дурной характер своим детям и внукам. В их сперме исследователи нашли пять связанных со стрессом специфических молекул микро РНК. Именно их улавливали рецепторы гормонов стресса ( глюкокортикоиды) в созревающих сперматозоидах – так маленькие головастики узнавали о тяжелом папином детстве и передавали это знание потомкам. Конечно, люди и мыши несколько отличаются друг от друга, но структуры генов у них очень похожи, так что ученые уверены : депрессивность, пофигизм, и наплевательское отношение к собственной жизни вполне могут быть приветом от забытого невезучего предка.
Зато везучие и веселые бабушки и дедушки передают нам длинный ген счастья 5 – НТТ, ответственный за поставку к мозгу серотонина. Чем длиннее структура этого гена , тем оптимистичней человек смотрит на жизнь.

Кого из предков за что благодарить , а кого за что ругать, можно определить на глаз – по внешнему сходству. «Девочки больше похожи на папиных мама, а мальчики – дедушек по материнской линии,объясняет Анна Бычкова, врач – генетик, кандидат медицинских наук.- У женщины 2 половые Х – хромосомы (ХХ), а у мужчины одна Х от матери, а вторая Y от отца. Интересно, что Х- хромосома гораздо больше по размеру, чем Yи содержит до 6 % всего генома человека. Именно она несет в себе гены интеллектуальных способностей и особенностей психики. Так что уровень IQ и душевные качества вместе с Х – хромосомой мальчик в любом случае получает от матери. У девочки же две Х – хромосомы : одна – материнская, вторая – отцовская ( бабушкина по папиной линии).Но мины, из двух Х- хромосом работает только одна, вторая – блокируется. Какая именно – можно только догадываться. Например , по фигуре. Если рост и объемы мины, вероятно, активна мамина хромосома, если бабушкины по папиной линии – значит в отцовский род девушка удалась. Отталкиваясь от внешнего сходства, можно прикинуть , по чьему сценарию – маминому или бабушкиному по папе будут протекать роды, приход менопаузы , предрасположенность к «женским» болезням.

Информация , заключенная в генах никуда не девается , но сам ген в зависимости от ситуаций может либо включиться, либо так и промолчать всю жизнь. Взять те же болезни. Например в генах записано : «Болеть тебе, Иван Иванович, сахарным диабетом – и дедушка твой болел, и мама – вот тебе в наследство ген этой гадости». А Иван Иванович – веган и вообще поведен на здоровом образе жизни: сладкое не ест, не пьет, не курит, на ночь не наедается, бегает по утрам и живет в экологически чистом пригороде.. Вот ген сахарного диабета и молчит в тряпочку всю жизнь. «Влияние генов на развитие хронических болезней – не больше 15 %, остальные 85 % – заслуга нашего образа жизни, – считает нейрофизиолог Олег Сенько. – Включится «плохой» ген или промолчит, зависит от шести главных факторов : еды, режима питания, физической активности, уровня стресса, вредных привычек и экологии».
Или наоборот, повезло человеку – получил он в наследство от предков ген «похудения» АМY1, он же ген «Аткинса», который недавно открыли генетики из Королевского колледжа в Лондоне . Чем больше у человека копий этого гена, тем меньше риск набрать лишний вес, поскольку ген помогает быстро переваривать жирные и крахмалистые продукты вроде жаренной картошки. Но если человек с детства приучен к сдобе и сладостям, двигается мало, в основном в пределах маршрута «пиццерия» – «Макдональдс», то и двести копий АМY1 не помогут ему избежать ожирения.

Включать и выключать психические гены, оказывается, тоже можно. «В свое время меня поразили опыты на беременных мышах, – делится Алексей Кашин. – Одной группе мышей включали приятную классическую музыку, другой группе – резкую , агрессивную, а потом измеряли генную активность потомства. Оказалось, что разные мелодии активировали разные гены. Спокойная музыка пробуждала гены, ответственные за активность и склонность к обучению – мышата рождались крепкие и любознательные. Малыши, слушавшие в утробе тяжелую музыку, наоборот, отставали в развитии. У людей работают те же механизмы. Сегодня на Западе очень популярны школы дородового воспитания, когда с помощью музыки, арт – терапии и разных позитивных эмоций мать влияет на включение и выключение у ребенка определенных генов еще до рождения, стимулирует проявление заложенных талантов».

Эмоции как наследство.

В пику генетикам американский психотерапевт Мюрей Боуэн по своему объяснил способ межпоколенческой передачи эмоций и черт характера. Его теория такова: помимо информационной системы, в которую мы все включены, есть еще и эмоциональная система – всеобъемлющая. В нее, например, входят и наши чувства к домашним животным. Люди в семье заражаются эмоциями друг от друга, делятся ими, а поскольку, по мнению Боуэна, эмоции живут дольше чем мысли, – эмоциональное поле семьи и способы реагирования на разные ситуации воспроизводятся из поколения в поколение. Предположим, в семье с напряженными отношениями между супругами появляется ребенок. Альтернативы у него нет, он включается в тревожное эмоциональное поле, и, чтобы уменьшить напряжение, начинает создавать проблемы – болеть, плохо себя вести, тогда родители объединяются, и напряжение уменьшается.Ребенок обслуживает психологические потребности своих родителей, и это мешает ему развиваться, жить своей жизнью. В будущем, по убеждению доктора Боуэн, он создает такой же тревожный союз, и его дети повторяют ту же историю.

По материалам журнала «ЖЖ»